Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

под научно-методическим руководством ООН РАН

«Голубая даль от умбрских гор…» Искусство Умбрии

25.11.2020
24 ноября в онлайн формате на платформе «Zoom» состоялась первая лекция нового цикла «Школы Ренессанса» - «Художественные школы Италии Раннего Возрождения». Автор данного цикла - зав. научно-методическим сектором Научно-методического отдела Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения Ольга Махо.

Искусство Италии эпохи Возрождения кажется хорошо знакомым каждому любителю искусства. Но художники Раннего Возрождения до сих пор в значительной мере остаются в тени великих мастеров Возрождения Высокого. Так же как и искусство Флоренции, несомненно, ведущей художественной школы Италии, в восприятии многих, даже знатоков итальянского искусства, затмевает то, что происходило в других центрах Аппенин. А ведь каждая из них обладала своим неповторимым своеобразием, внесла своё в художественный образ мира Возрождения, как и творчество каждого из художников Раннего Ренессанса отличается свежестью и силой выразительности, остротой индивидуальной манеры.

Умбрийская школа живописи сложилась в Средней Италии раньше других местных художественных школ Италии. В первой четверти XV века здесь доминировали традиции интернациональной готики и вместе с тем в творчестве таких мастеров, связанных с Умбрией, как Джентиле да Фабриано или Доменико Венециано можно увидеть черты, которые будут свойственны искусству этого региона и позже: исключительное мастерство подробного повествования и интерес к мягкому свету, заливающему пространство изображения. Пьеро делла Франческа в середине столетия становится одним из наиболее выдающихся живописцев и теоретиков перспективы, чья слава распространилась по многим главным центрам Аппенинского полуострова. Во второй половине XV века Пьетро Перуджино, Бернардино Пинтуриккьо, Лука Синьорелли выполняют множество значительных заказов, как крупных монументальных циклов, так  и алтарей, а также портретов, где всякий раз неповторимо выразительная величавость образов соединяется с тонкой лирикой и изяществом.

Кстати, названием первой лекции «Голубая даль от умбрских гор…» послужила строка из стихотворения Александра Блока «Перуджия» (1909 г.).

Вторая лекция нового цикла будет посвящена художественной школе Падуи.

Галерея